Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Об авторе в прессе

Из мрака на свет перелетая
Из мрака на свет перелетая,
В силки мрака попадаю я.
Друзья убежали - в одиночестве я...
О Боже! Прими в жертву отдаю себя,
Из мрака на свет перелетая.


Эти строки (здесь и далее подстрочные переводы) из книги лезгинского поэта Фейзудина Нагиева "В поисках Алпана"("Алпандин суракьда,Мах.95г.), представленного к Госпремии РД в области литературы за 1997 год лезгинским культурным центром "Шарвили".
Отдававший себя в жертву за то, чтобы перелететь из мрака на свет, возможно, мысль не новая, в устах у Фейзудина она звучит убедительно.
Я знаком с Фейзудином довольно давно, хорошо знаю его и как человека, и как поэта. Человека и поэта, у которого слова не расходятся с делами.
В современной лезгинской поэзии на сегодня работает ряд одаренных ребят, но, по моему, Фейзудин заметно выделяется в этом ряду .Выделяется своей эрудицией, и многогранностью и глубиной творчества, принципиальностью по отношению ко многим вопросам, хотя эта принципиальность часто ему и мешает.
При всей своей занятости и .ахттяо&нь;, в общественных делах многогранности интересов, он удивительно работоспособен. С момента его переезда десрй в Махачкалу он успевает пустить 5 книг по поэзией одну книгу по прозе, один 4 готовит и вдаункает с" 19^0 г. в номеров журнала «Лезгистан». Фейзудин показывал мне рукописи, 14 неопубликованных еще книг по различным жанрам и темам.
В Дагестане много поэтов, это известно. Но многие ли из них живут и руководствуются теми принципами, которые они проповедуют народу?
К сожалению, мы видим, что это далеко не так. Многие погрязли во лжи и лести и на этом поприще незаслуженно (а перед своими хозяевами - заслуженно) вознесены на пьедесталы. Во все времена были и те, кто служили, и те, кто не желали служить, власти, силе, деньгам. Понятное дело, первые жили припеваючи, а вторые - в нищете и бедности. За многие годы образовалась огромная пропасть между словом и делом, между литературой и жизнью. И люди переставали верить в добро и справедливость. Верили силе, власти, деньгам. А это самое страшное! Потеря веры в добро и вера во зло...
Вот на таком фоне наличие таких людей, таких поэтов, как Фейзудин, возвращают нам веру и надежду в справедливость, порядочность.
Так повелось, что власть зачастую благодетельствует лишь тем, кто служит ему, а не тем, кто служит народу. Но разве дело в благодетельстве властей? Все дело в том, каково состояние твоей души, кому ты служишь ,кто вокруг тебя и кто верит в тебя.
Сколько я знаю Фейзудина, вокруг него всегда собираются честные, порядочные, умные люди. Фейзудина интересно слушать. Он может часами говорить о жизни, о литературе, о живописи, о философии - круг его интересов весьма широк. И мне кажется, именно эта широта интересов делает интересной и его поэзию.
Фейзудин большой патриот своего народа. В те времена, когда и говорить о лезгинской проблеме было запрещено, Фейзудин одним из первых открыто писал о "разделении мечом реки Самур" в народе. Почитайте его стихи трех лет. Они пронизаны болью за судьбу своего народа, его языка и культуры. Почитайте и стихи других поэтов: некоторые из них, кто ныне бьют себя в грудь, писали о партии, о равенстве и фальшивом братстве, не видя боли своего народа .Естественно, они не хотели потерять место возле престижного корыта. "Родина моя! Мачеха моя! /До какого дня довела ты меня...Мечты мои высокие и чистые/ Спалила ты. Я разбит и одинок? Какая боль и разочарование в этих строках! Гражданская позиция поэта четка, ясна и принципиальна.
Конечно же Фейзудин в своем творчестве не зациклен на одном. Творчество его многопланово и оптимистично. Но самое главное, что импонирует в стихах Фейзудина, это его честность, отсутствие чипг>ишлин.и«*-« фальши. Читаешь его и веришь, ибо знаешь, что он и в жизни таков: неподкупный, мужественный, принципиальный, верный мужскому слову.
"Если ты поэт, у поэта должна болеть душа", "все дороги к добру и злу лежит через сердце поэта".Вот рядом с нами на братской Чеченской земле шла неравная, жестокая война. Но много ли из поэтов откликнулись на боль соседа? Многие ли осмелились осуждать эту грязную войну? Где же были глаза, умеющие видеть, уши, умеющие слышать, души, умеющие страдать?
"О Россия! Хватит зло, хватит насилие твое! То Ермолова, то Грачева напускаешь на нас - ату!» - пишет Фейзудин в стихотворении "Что же с Кавказом моим стало?" из книги "В поисках Алпана".
Это ли не гражданский смелый поступок! Это говорит о многом. Когда многие из нас разучились видеть и слышать, сострадать и любить, каждый юш& подобный поступок служит ориентиром на пути к добру. Очень важно, что люди поверили, что зло можно наказать, что сила не в мускулах и деньгах, а в степени совершенства духа и ума. Но что делать, когда "хромой лезет в танцоры", когда "косноязычник - в ораторы", а "слепой в поводыри" ? "Нет ничего хуже",чем "оказаться в слепом потоке".
Конечно же, поэзия, литература не дают готовых рецептов, как бороться со злом, не показывает путей решения проблем. Литература лишь ставит вопросы и показывает пороки общества. Но если есть те, кто ставит вопросы, то должны быть и те, для кого эти вопросы адресованы.О есть, если есть поэт, то должен быть и достойный его читатель. Ибо любой мудрец не стал бы мудрецом, не будь тех, кто понимают и ценят эту мудрость. Это я говорю к тому, что, в силу определенных исторических причин, наши национальные языки, наша национальная литература оказались в роли пасынков. Скажу прямо: наш народ мало читает свою национальную литературу, а больше довольствуется слухами и разговорами. Это наипервейшая причина жизнеспособности всяких рифмоплетов, возомнивших себя чуть ли не Пушкиными, Шекспирами и Марк - Твенами. Результатом многолетнего напичкивания народа всякими пилюлями низкосортной литературы, оказалась потеря вкуса к качественной в настоящей литературе.
Дошло до того, что в семьях поэтов, поющих дифирамбы родному языку, дети на этом языке не говорят. И все, что пишут их родители, им далеко не нужно.
На творческом вечере Фейзудина его семилетний сын Эмин на лезгинском языке читал стихи своего отца. Как же после этого не верить строкам :
"Твое каждое слово - от предков ко мне росток, твое завтра - тяжелая тайна для меня./Неужель, неужель, в устах народа ты умрешь.../У потомков в устах неужель ты не запоешь?/.../Нет, нет! мой Язык, ты не умрешь, покуда жив мой народ! откуда над колыбелями песни матерей/."
Фейзудин популярен в народе. Поэзию его любят и читают. На его стихи написаны десятки песен: «Лезгистан», «Шарвили», «Гюзель», «Твои глаза»,и др. Но, по-моему, все-таки творчество Фейзудина в полной мере пока еще не оценено. Его возможности далеко еще не востребованы.При вопиюще низком качестве выходящих у нас литературных журналов, человек, который един выпуски столь интересный журнал "Лезгистан" оказался вне жизни этих журналов. По-моему, это непозволительная роскошь на сегодня. Хотя некоторые и устраивает такое положение вещей, но народу, литературе от этого худо.
Хотелось бы отметить, если наши власти действительно хотят, чтобы жизнь изменилась к лучшему, то ей в первую очередь необходимо замечать новое, прогрессивное и помогать людям, привносящим это новое в жизнь.
Закончу свое небольшое выступление строками из стихов Фейзудина: Мы недостойны тебя, о боже! Хоть бы помыслы наши были высоки. О, если бы сердце каждого для каждого святым Кораном бы стало. (...) И днем и ночью лишь об одном мечтает Фейзудин, из нас стал мерилом того, что сам совершил.

Адалло Алиев
Категория: Об авторе в прессе | Добавил: faiz (01.08.2011) | Автор: Фейзудин Нагиев E
Просмотров: 1245 | Теги: Адалло Алиев, Алпан, поэзия, дагестан, Албания, Фейзудин Нагиев