Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

О Шарвили

Шарвили – герой одноименного героического эпоса. Как известно, в основе многих мифических персонажей реальные личности. Дальше эти славные сыны своих народов превращались в легендарных героев, они наделялись сказочными чертами. То же самое произошло и с Шарвили. Прежде всего, как явствует из эпоса,  деятельность Шарвили происходила в дохристианские, домусульманские времена IV-III вв. до н.э. Шарвили или правильнее Шарр Вили означает «Царь Вили». При Шарвили происходило наиболее успешное освобождение и объединение лезгинских земель. Шарвили побеждал внешних врагов ассирийцев, сарматов, мидян, скифов… Народ сложил про своего героя, про его подвиги героические песни, объединив в образе Шарвили свою мечту о свободе, о сильном царе-защитнике, о народном герое-богатыре, обладающем волшебной силой. Вот из таких героических песен и сложился эпос «Шарвили». Конечно же, эпос продолжал разрастаться событиями и в последующие эпохи. Поэтому и существует на сегодняшний день множество его вариантов.

Для лезгин Шарвили стал символом духа, символом свободы. В течение своей истории лезгины прошли через множество религий. Нашими языческими богами (гъуцар) были Цав (Небо), Ра (Солнце), Мен (Луна), Ген (Земля), Ал-Пан (Огонь, «Красный Бог») и мн.др. От язычества лезгины пришли к христианству. Это происходило уже в составе Кавказской Албании. Название Алпан, так оно звучит по-лезгински, означает принадлежащий или поклоняющиеся богу Огня Алпану. Возможно, Кавказская и Балканская Албании имеют более глубокие исторические корни, восходящие к крито-минойской культуре (2900-1500 гг. до н.э.), в истории известна и более поздняя миграция албанских племен на Балканы и на северный берег Средиземного моря (в Киликию). Кроме самого названия, наблюдаются и другие совпадения: денежная единица албан лек и столица Тирана напоминают соответственно названия одного из племен лекь (орел) и столичного города Т1ури доалбанского времени.Страна Албания Кавказская простиралась от города Чулы (Ч1ула – современный Дербент) до реки Арас (арм. Аракс, а тюрк. Араз) и границы с Мидией. На этой территории с глубокой древности жили лезгиноязычные племена (арсы/арцы, гаргары, цавдеи, сюнийцы, уты/удины, леки, леги, гелы, таваспары, мики, чильбы, архулы (агулы), ярхулы (яхулы), арчи, будухи, крызы, фивы (фияр), лацы/лазы, куры/кра, цахи, руты, михеды, гилы, хилы (хьил), кимилы (хъимил), каспы и др.).Чула долгое время оставалась «культурной и политической границей, делившей весь Западный Каспий надвое.

Если горские народы севернее Дербента традиционно зависели и были связаны с народами евразийских степей (скифами, сарматами, гуннами, хазарами…), народы Албаны имели тесные торговые, военные, культурные связи с развитыми государствами Передней Азии и Ближнего Востока. Албания сыграла огромную роль в политической и культурной жизни всего Кавказа. Ч1ула/Кьвевар, (Дербент), Цур/Ч1ур (ок. совр. Белиджи), Квепелек (Капалаки), Кьудхашан (Куткашен), Вардашан (Варташан), Парт1ав, Ганзах, Кра (Тарс) и др. города являлись крупнейшими политическими, торговыми и культурными центрами Албании. Как показывают лингвистические данные, родившаяся в V веке до н.э  Албания была прямой правопреемницей царства Урарту (распала в VI веке до н.э.). Лезгины и лезгиноязычные народы в составе Кавказской Албании в первой половине I века первыми на Кавказе (на 272 года раньше Армении) приняли христианство, что превратило Албанию в колыбель христианства на всем Кавказе и Закавказье.. Как сообщает албанский историк VII века Моисей Дасхуранви в своей книге «История страны албан», в Албании в местечке Киш (область Лек) в 43 году святой апостол Елише «устроил первую церковь и дал бескровную жертву». Далее Елише начинает проповедовать в городах Чула и Цур (Чур) Лпине (Лпин – искаженная форма от Алпан – часть Албании севернее реки Кур).

Чуть раньше этого времени христианские миссионеры во главе со святым Фаддеем прибыли в Армению. Но святой Фаддей и пять его учеников были замучены армянским царем Санатруком. Чудом спасшийся от расправы Елише, прибыв в Иерусалим, рассказал о мученической смерти своего учителя. Тогда патриарх Иаков (брат императора Византии) рукоположил Елише в апостолы и поручил ему в удел Восточный Край, т.е. Албанию. Избегая пределов Армении, Елише прибывает в Киш, строит церковь и приносит бескровную жертву. Принятие христианства Южной Албанией от Георгия Просветителя (при царе Урнайре) происходит совместно с Арменией (при царе Тиридате) и датируется примерно 315 годом. Примерно в это время возникает потребность в письменном распространении Слова Божьего. (В 442 году Месроп Маштоц приспосабливает албанский алфавит – алтабат для своего племени гаргаров). В 1994 году в монастыре Святой Екатерины в Синае грузинский ученый Заза Алексидзе нашел албанские письмена, датируемые III-IV вв. Албания начала распадаться в VII – X веках под ударами войск арабского халифата, а окончательно распалась от нашествия племен тюрков-огузов (XI-XII вв.) и великих моголов (монголо-татар, XIII в.).

В дальнейшем в Лезгиноязычные народы были оттеснены в северные пределы Албании. На территории Кавказской Албании возникли ряд христианских и мусульманских государств (Алуанк, Хачен, Парисос, Ширван, государства саляридов, шаддидов, ак-коюнлу и кара-коюнлу). Многие лезгинские племена были уничтожены и ассимилированы. Мигрировавшие в Киликию крупные албанские роды (Авшины, Хетумы…) образовали в Киликии царство Хетумидов. Сегодня на изменившейся карте мира лезгины оказались разделенными и проживают на территории двух государств – Азербайджана и России. А река Самур, называемая в народе «Кьуланвац1» («Срединная река»), разделяет лезгин на «южных» и «северных». Территория проживания лезгин – самый южный форпост России.

Категория: Мои статьи | Добавил: veche (21.05.2012)
Просмотров: 2423