Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

История танца «Лезгинка»
История танца «Лезгинка»

У каждого народа на земле есть свой язык, духовная и материальная культура, история, свои национальные священные символы и этническое самосознание. Естественно, в ходе исторического развития культура любого народа, взаимодействуя с соседними, претерпевают определенные изменения.
Существенной частью национальной культуры является фольклор народа, который вмещает в себя почти всю его духовную культуру. Природа не обделила и лезгин в части духовной культуры. До наших дней дошло более 300 народных танцевальных и песенных мелодий, текстов народных песен, сотни сказок и легенд, тысячи поговорок и пословиц, героические песни «Балк1андаллаз синел къугъвай руш» («Всадница, гарцевавшая на скале»), «Къванцин гада» («Каменный мальчик»), «Ч1улав кьил» («Черная голова»)…, эпос «Шарр-Вили, которому около 3-х тысяч лет и многое другое. Мышление и мировоззрение народа, его культурно-исторические традиции прекрасно сохранились в одежде и в удивительно разнообразной и богатейшей на Кавказе кухне лезгин. Лезгинский язык сохранил обширную отраслевую лексику, свидетельствующую о разнообразной деятельности лезгин в разные исторические периоды.
Как и у многих народов, и у лезгин в составе Албанского царства в различные исторические периоды имелись (многие из них сохранились и поныне) и имеются свои национальные символы и святыни. В числе таковых можно назвать:
- Города-крепости Ч1ула (Дербент), Цур/Ч1ур (город около современного Белиджи), Кра /Терсепул, Кард, Шарракун («Царя резиденция»), Т1ури, Ксар, Киш («Соборный»), К1еле, Йалама, Хачмас («Цена креста»), Нуха («Ноя град»), Кьудхашан («Четырехкресный»), Варц -Варт –Вартхашан – Варташан («Знак Луны»), Кьвепелек («На двух лбах-холмах»), Ганзах /Касах («Касов земля»), Кард («Сокол»), Алпан, Паку («Святой»), Партав («Союз»), Неренк1еле (Пограничная крепость, ныне Нарын-кала) на горе Жалгъа (Джалган), Хенжелк1еле («Кинжал-крепость»), Йаргун («Огненная»), Гуьгдуьзк1еле («Крепость-игла»), Агъа-Кран и др.
- Духовные центры: церковь апостола Елисея в селении Киш (I век), церковь Григориса в селе Нюгди (IV век), Лезги мечеть в Баку (1169 г.), Гандзасар (1238 г.) и др.
- Горы Алпан /Гъуцаркур (Гора богов, ныне Шалбуздаг), Шарркур (Царь-гора, ныне Шахдаг), Йаркур (Красная гора, ныне Йарудаг), Кич1енкур (Гора страха, ныне Базар-дюзи), Нисенкур (Полуденная гора), Ряденкур (Вечерняя гора)…
- Реки Неренвац (Пограничная река, ныне Рубас), Алпан (др.названия Кьуланвац – Срединная река, Самур), Гаргарвац, Кас, Кур, Арас…
- Лиановый субтропический Самурский лес и др.
Лезгины в настоящее время проживают на своих исконных землях в Азербайджане и Южном Дагестане. По официальной статистике численность лезгин сильно принижена. Это видно хотя бы из сопоставления официальных цифр численности в Азербайджане и Дагестане (России) – 180 тыс. (2009 г.) и 474 тыс. (2010 г.) соответственно. Тогда как, на самом деле в Азербайджанской Республике лезгин проживает более двух третей от общей численности. По самым скромным подсчетам, проведенным группой лезгинских активистов еще в 90-х годах, численность лезгин в настоящее время должна составить около 2-х млн.чел. (около 1500 тыс. в Азербайджане и около 500 тыс. в Дагестане). Кроме этого лезгины проживают в Средней Азии (в Казахстане их около 20 тыс.чел.), в Центральной России и Севере страны (в Москве проживает более 10 тыс. лезгин). Лезгины проживают и в Турции (в чисто лезгинских селах Лезгикент, Дагестан, Думберез, Кирне и др.). Это потомки мухаджиров – участников Кавказских войн. Их точная численность неизвестна, по некоторым данным лезгин в Турции более 50 тыс чел.).
Лезгинский язык относят к нахско-дагестанской группе иберийско-кавказских языков. И.Дьяконов отмечает территорию от Южного Кавказа (Дербента) до Средиземорья с охватом всей территории Турции и до Аппенинского п-ова с родственной культурой и языками и называет ее алородийской.
Культура лезгины и лезгиноязычных народов имеют тесные связи с культурами народов, проживавших на этой территории: пелазгов, троянцев, алпов, рутов, лацов (впоследствии стали латинянами), фивийцев, миков (микенцев), ликийцев, фригийцев, лидийцев, хаттов, хурритов, урартов и др.
Этимология слова лезгин исходит к слову лекь (орел, печень). Орел был тотемным знаком у лезгин. Орел считался ангелом, который относил душу умершего на небеса. Покойника вывешивали на дереве и наблюдали, когда же прилетит ангел за его душой. Орел прилетал и клевал печень покойника (вспомним миф о Прометее, прикованном к Кавказским горам, к которому прилетал орел и клевал его печень!) Если орел прилетал быстро, то это считалось хорошим знаком, что Ра (Солнце) приняло душу покойника. Если орел вовсе не прилетал, то считали, что в жизни человеком был совершен большой грех. В лезгинской мифологии солнце (Ра) часто прямо ассоциируется с золотым орлом. Поэтому «орел» и «печень» у лезгин обозначают одним и тем же словом «лекь». Это название перешло и на этнос. В дальнейшем из-за невозможности адекватного отображения слова ЛЕКЬ другим письмом, в частности – арабским, где нет звуков «Е» и «Кь», ЛЕКЬ превратился в ЛАК. А далее посредством суффикса места «З» и иранского «стан» («место») ЛАК превратился в ЛАКЗ и ЛАКЗИСТАН, что дало народу название лакзин-лакзин-лезгин.
У многих народов есть свои ритуальные танцы. Были и есть они и у лезгин: танец охотников, танец чабана, «арасар», «женги» – боевые танцы и мн.др. Танец «Лезгинка» сохранил отголоски далеких времен – языческих верований и обрядов. Весь танец в различных его постановках и исполнениях в основе своей представлял особый ритуал перед охотой или перед боем. Облаченные в одежду с перьями орлов юноши имитировали движения орлов преследующих добычу и загоняющих ее в западню. Затем орел бросается на добычу и забирает ее. В роли добычи (куропатка, горлица, голубка, соколиха) выступали девушки. Так и родился «лекьерин кьуьл» – танец орлов. Со временем танец превратился в своеобразное соревнование юношей в джигитовке и смелости (бросание ножей), в изяществе и грациозности, быстроте и ловкости. Гордо раскинув руки-крылья и встав на пальцы, джигит-орел, словно в полете, описывает плавные круги вокруг девушки-горлицы, а затем ускоряет движения, чтобы окончательно завладеть добычей. Таким образом, юноши показывали свою удаль и темперамент перед девушкой, чтобы она обратила внимание только на него, чтобы она из многих «орлов» выбрала именно его. И девушка своим изящным и плавным танцем-полетом выказывала свое особое отношение к избраннику и выбирала самого смелого, самого ловкого джигита для улучшения потомства «орлов».
Смелый, искрометный, удалой танец понравился всем и быстро распространился у всех соседних народов. Грузины назвали его «лек1ури», иранцы – «лазги», дагестанские народы – «лезгинка». Под таким названием танец и распространился по всему миру и известен во всех дальних уголках планеты.
Сами лезгины не называют его лезгинкой, ибо это и так понятно, чей танец. У лезгин существуют много модификаций этого танца: «Хкадардай кьуьл» («Прыгающий /скачущий танец»), «Нет1ер к1вадардай кьуьл» («Танец, от которого вши отпадают»), «Зарба кьуьл» («Быстрый танец»), «Авара кавха» («Обнищавший староста») и др.
О «быстром» народном танце упоминается в песнях и сказках лезгин. Согласно одной легенде, такой танец исполняла девушка, когда услышала муштулух (благую весть), что ее братья победили врага и возвращаются домой. Такой танец танцевала всадница на скале из героической песни «Всадница, гарцевавшая на скале». Искрометную «Лезгинку» танцевал и герой одноименного эпоса Шарвили. Враги подсыпали под его ноги горох, чтобы одолеть его, когда, поскользнувшись на горохе, он упадет...
«Сегодня танец на лезгинских свадьбах, праздниках исполняются множество песенных и танцевальных мелодий. Но особой популярностью и любовью у молодежи пользуются «быстрые» танцы. На таких мероприятиях юноши и девушки приглядываются друг к другу, знакомятся. Юноша взглядом и вежливым жестом руки приглашает понравившуюся девушку на танец. Молодые объяснятся в своих чувствах языком танца. Когда девушка завершает танец и собирается уходить, то юноша, как бы преграждает ей путь. И девушка сама выбирает: продолжить танец или уходить. Если девушка решила больше не танцевать и уходить, то юноша, приложив правую ладонь к сердцу и чуть кланяясь, благодарит девушку за танец. В лезгинском танце есть своеобразное табу: юноша, как бы близко не подходил к девушке во время танца, даже платья ее не должен касаться. Это считается большим оскорблением и вызовом мужчинам из рода девушки. И такие оскорбления зачастую завершались кровопролитием и кровной местью.
В период завоевания Лезгистана арабами песни и танцы были в запрете, хотя их и исполняли. В советский период песенно-танцевальная культура народов приобрела новое развитие.
В свете часто муссируемых в прессе и в Интернет-сети споров о происхождении танца «Лезгинка», о ее принадлежности какому-то народу, хочется сказать, что лезгинский народный танец сегодня стал танцем народов всего Кавказа и даже за его пределами. Конечно же, лезгинка видоизменилась, окультурилась. Многие народы Кавказа вносят в нее свои традиционные элементы, свой национальный колорит, свои новшества. Сегодня «Лезгинка» превратилась в танец дружбы народов, и в лице одноименного ансамбля – она визитная карточка культуры и искусства Республики Дагестан.
А еще лучше, чем спорить о танце, лучше им овладеть! Танцуй лучше всех, – и он твой навсегда!

Фейзудин Нагиев
Категория: Мои статьи | Добавил: Фаиз (30.01.2013)
Просмотров: 5032