Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Этимология слова «киш»
Этимология слова «киш»

Слово киш в лезгинском языке означает «суббота». Сразу же возникает вопрос: почему же один лишь субботний день сохранил свое название, когда все дни недели в процессе исламизации были вытеснены арабскими названиями? Логично напрашивается такой ответ: значит, субботний день традиционно был очень важным днем в повседневной жизни и культуре лезгинского социума, что даже новая религия не смогла стереть его из народной памяти.
Известно, что лезгины на своем историческом пути сменили несколько религий. В период языческого многобожия пантеон лезгинских богов – гъу¬цар очень богат. Здесь встречаются боги Алпан, Албес, Пан, Мен, Ген, цавде¬изм (поклонение Небу – Цав), раизм (поклонение Солнцу – Ра), лунопоклон¬ство (поклонение Луне – Варз), зороастризм (поклонение Богу Огня – Ал¬пану), в 1-й половине II века лезгины приняли христианство (православие), а с VII вплоть до XIV(XV)вв. – ислам.
В период язычества в народном сознании формируются имена различ¬ных богов, божков и мифологических существ.
Данные ономастики позволяют нам реанимировать некоторый исчезнувший или забытый пласт культуры народа и восстанавливать его историю и тради¬ции.
Вот некоторые теонимы, сохранившиеся в лезгинском языке: Мен – бо¬гиня Луны, Верховное божество Кавказской Албании, Ген – бог Земли (ген «рождающее начало»; «послед роженицы», «подол женского платья). Цав – бог Неба (перекликается с именем Зевса), Ман – бог урожая, Алпан – Бог Огня (букв.: «Красный Бог», «Огненный Бог»). См.: Алпан – Албания Кав¬казская, город Албана, река Алпан, ц1айлапан «молния» (букв.: «огонь Ал¬пана»). Встречется и в форме Албес (букв.: «Красный Бог»; встречаются и усеченные: Бес, Пес, П1ес, Па, Пи). Пан – бог природных стихий, сын бога Неба (Цав) и богини Палас (покровительницы скотоводов). (палас – «бес¬крайняя степь для выпаса скота», панц1! - «чур! не считается!», «Пан поме¬шал!», па – «отец», чупан «чабан», «наш пан», «наш пастух»), пандар «пан¬дур», «дар бога»), Тавар – богиня Вод, Ардавул – бог смерти (символ нена¬сытности), Пили – божок, хранитель воды, Ц1егь – («козел, тур») символ храбрости и др.
Исконные названия дней недели из лезгинского языка вытеснены арабскими: гьяд (агьад «первый») – воскресенье, ислен (иснен «второй») – понедельник, саласа («третий») – вторник, арбе (арба «четвертый) – среда, хемис (хамса «пятый») – четверг, жуьмя (джамиа – «общественный») – пятница. Лишь название киш «суббота» сохранилось.
Давайте, посмотрим, где и в каком значении еще встречается слово КИШ.
1) В виде ойконима (точнее в качестве астионима – названия населен¬ного пункта городского типа. Киш – город в Алпании недалеко от исторических городов Шакку и Капалак .
2) Означает «храм дохристианского времени». Как явствует из открытий последних лет, христианизация Алпании происходило в I веке (в Армении христианство приняли в 314 г.). Место расположения церкви Киш (ныне село Киш Шакинского района Азербайджана) упоминается в древних источ¬никах как место, где была построена первая христианская церковь на Кав¬казе, церковь Святого Елише, датируемая I-II вв. Как пишет Моисей Дасху¬ранви, «…святой первосвятитель Елише, прибыв в Киш, устроил церковь...». Как явствует из синайского текста , в это время и появилась письмен¬ность. А в христианское время в населенном пункте Киш был построен первый христианский храм на месте, где до этого стоял храм Киш (собор, вече).
3). Переносно: слово киш перешло и на религиозное действо, которое совершалось в храме Киш (отправление обрядов, поклонение и молитва), а также на обязательные для исполнения верующими гражданами духовные положения, указы, приказы и т.п.
4). Указательный палец лезгины называют «киш т1уб», «палец киш», видимо, оттого, что поднятием этого пальца граждане выражали свое согла¬сие (равнозначно поднятию руки).
5). «Киш!» - возглас, которым лезгины отгоняют кур или другую птицу. По нашему мнению, возможно, это связано с тем, что в день киш (субботний) верующий относил в храм дар – курицу. (Для сравнения: провинившуюся скотину ругают словом «хейрат!»; если учесть, что хийир – это добро, то под этой руганью надо понимать следующее «чтобы ты пошла в жертву на доб¬рое дело!».
6). «Кши-кши» - так называется детская игра) в альчики кости из колен¬ных суставов баранов). Сама игральная кость тоже называется кши (кости – кшияр).
7). Мы уже говорили, что Киш – это название населенного пункта Кав¬казской Алпании, одного из религиозных центров (например, наподобие Ганзаха), сегодня это село Киш Шекинского района в Азербайджане.
8). Служителя собора, попа называли кшиш (кишиш). Это слово сохра¬нилось на территории бывшей Алпании в форме кешиш (поп).
9). Верующего называли кши (киши). В азербайджанский язык это слово вошло в значении «мужчина» (очевидно, паства мужского пола кшияр молилась отдельно). Любопытно вспомнить имя великого просветителя Ал¬банской церкви, Михитара Хаша (известен как Мхитар Гош) автора знаменитого труда «Судебник», свое¬образного кодекса поведения гражданина. Михитар Хаш был служителем Ал¬банской церкви. Его имя Михьи т1вар Хаш (Mihi ţwar Xaŝ) переводится как «Святое имя – Крест».
Таким образом, слово киш говорит нам о том, что еще до принятия христианства в населенном пункте Киш в каждую субботу (киш) паства (кшияр) со своими дарами богу посещали храм Луны (получившем название от населенного пункта). Субботний день считался концом недели, нерабочим (соборным) днем. Здесь настоятель храма (кишиш) читал проповедь, знакомил свою паству с новостями за неделю, с делами государства, с указами и новшест¬вами. Здесь же принимались важнейшие решения, как для данной религиоз¬ной общины, так и для всего государства.
На месте храма Киш была построена первая христианская церковь на Кавказе. Место расположения церкви упоминается в древних источниках как место, где находилась церковь Святого Елисея, датируемая I-IIвв. Вот что сообщает Моисей Каланкатуйский : «…святой первосвятитель (Елисей), при¬быв в Гис (Киш), устроил церковь, и принес бескровную жертву...». (Моисей Каганкатваци. История Агван. гл. 6, стр. 7). Сегодня село Киш относится к Шекинскому району Азербайджана и находится неподалеку от исторической столицы Кавказской Албании Квепелек (Капалаки). Город Квепелек тоже яв¬ляется районным центром Азербайджана. Там находится интересный исто¬рический музей. В настоящее время в селении Киш в рамках азербайджано-норвежского проекта по исследованию и реконструкции данной церкви. про¬водятся археологические раскопки. Здесь обнаружены культовые захороне¬ния различных периодов, начиная с бронзового века и заканчивая христиан¬ским периодом.
Кстати, великий венгерский поэт Шандор Петефи (1823-1849) родился в городе Киш-Кереш. По одной из версий), тюркоязычное племя венгров-хунгар мигрировало с Кав¬каза. Какова этимология астионима Киш-Кереш нам пока не ясна.
Категория: Мои статьи | Добавил: faiz (31.07.2011) | Автор: Фейзудин Нагиев E
Просмотров: 1750 | Теги: лезгины, албаны, Киш, Албания, церковь, христианство, апостол